Новости
10 августа 2017, 23:03

30 лет штормов и штиля

В августе из Мурманска уедет известная театральная пара: народный артист России, главный режиссер театра Северного флота Юзеф Фекета и заслуженная артистка Наталья Долгалева

Текст: Людмила Иванова

Фото: Фото из архива театра Северного флота.Юзеф Фекета и Наталья Долгалева.

И Фекета, и Долгалева прослужили на сцене ТСФ без малого 30 лет. В 1988 году Юзеф Васильевич был приглашен в театр, затем возглавил труппу и стойко руководил ею все эти годы. Сегодня, оглядываясь назад, можно говорить о том, что энергичному и работоспособному главрежу удалось сформировать свой театр - театр Юзефа Фекеты. Творчески, во всяком случае.

Время не щадит театральное искусство. ТСФ пришлось в последние годы очень непросто, с финансовой точки зрения в первую очередь. Старались не выживать - жить. Театр подчас приходилось восстанавливать буквально из руин. Один из его преданных поклонников в частном разговоре обмолвился: «Юзеф Фекета тащит театр, как иногда тащат баржу рыбаки, - посуху». Красноречивая метафора. Но тащат такую баржу все-таки к морю, к морю…

Театр Юзефа Фекеты? Есть такой!

Одной из важнейших черт театра Юзефа Фекеты является, конечно, патриотизм. Это непреложно. Флотский театр по своему статусу призван к разговору с особой - адресной - аудиторией: моряками Северного флота. В репертуаре театра военные постановки, может быть, и не преобладали над светскими, но то, что игралось («Не отврати, судьба…», «Я рядом! Я близко!! Я здесь!!!», «Рядовые», «Саня, Ваня, с ними Римас», «Соловьиная ночь»), всегда было проникнуто чувством благодарности к подвигу народа, к мужеству военных моряков.

Сам Фекета хорошо знает первый секрет своего успеха у публики - достойный литературный материал. Юзеф Васильевич всегда работает с пьесами, глубокими по содержанию или имеющими полноценную драматургическую интригу (мастер ставить запутанные по сюжету «комедии положений», острые детективные истории).

Пройдемся по авторам, представленным на афише театра: Островский, Мольер, Уильямс, О’ Нил, Бальзак, Писемский, Гоголь, Рощин, Арбузов, Дударев, Гуркин… Однодневок в репертуаре практически не было или появлялись таковые вынужденно: кассу нужно поддерживать и «дешевенькими комедиями». Однако и «дешево» насмешить публику в театре СФ всегда умеют от души. Восторженно аплодировал зал дерзкой «Мамуле», фривольной «Любви по-французски», запутанной «Темной истории».

Главное, что подкупает в театре Юзефа Фекеты зрителя, - живая жизнь страстей человеческих. Здесь он явно многое взял у своих учителей - Андрея Гончарова (легендарный руководитель театра им. Маяковского в Москве) и Валентина Плучека (прославленный мастер - главреж столичного театра cатиры).

Юзеф Васильевич из актерской среды. Окончил Высшие режиссерские курсы в Москве, стажировался у столичных театральных мэтров. Актерский опыт помогает видеть роль изнутри, понимать психофизику исполнителя, ловко манипулировать его эмоциональным состоянием.

Фекета умеет и артиста раскрутить полностью, и публику равнодушной к происходящему на сцене не оставить. В каждом его спектакле есть болевая точка, которая заставляет зрителя сопереживать происходящему на сцене: слезы на глазах в кульминационные моменты выступают всегда. Даже у видавших виды морских офицеров. Про женщин и говорить нечего: рыдают! Умеет зацепить за живое. Почему? Как? Ответ-то прост: режиссер Фекета работает сердцем. Это не каждому постановщику дано. Здесь нужно эмоционально тратиться, болеть материалом, перевоплощаться в исполнителя. Школа! Его лучшие спектакли - о силе любви, жертвенности, умении прощать, быть верным своему избраннику.

Юзеф Фекета - представитель психологической школы в нашем театре. Это дорогого стоит. Принципы такого театра разработали в свое время Станиславский и Немирович-Данченко. Русский психологический театр - достояние советской культуры, отечественная гордость. Юзеф Фекета - достойный продолжатель традиций. Он исповедует школу перевоплощения, добивается от исполнителей психологической достоверности, узнаваемости типажей. Театральная форма при этом может быть самой вычурной, гротескной и оригинальной, но при этом важно сохранить и обнаружить достоверность человеческих отношений.

С Юзефом Васильевичем работала целая плеяда первоклассных актеров: народные артисты России Виктор Васильев и Маргарита Конторина; заслуженные - Александр Агафонов, Евгений Щербаков, Наталья Долгалева, Ольга Цыплякова, Раиса Малеваная; артисты-виртуозы Юрий Богинич, Николай Новодворский, Виктор Давыдов, Виктор Смольков, Валентина Щербакова. В лучшие, золотые годы ТСФ эти исполнители порою встречались в одной постановке («Кошка на раскаленной крыше», «Каменное гнездо», «На всякого мудреца довольно простоты» и др.), и тогда - полный восторг, абсолютный катарсис по окончании действа.

Ставка на любящее сердце

И еще есть один, пожалуй, самый главный секрет Фекеты. Ставка в спектакле делается на ранимое и любящее сердце женщины: матери, невесты, королевы, разведенки, разлучницы. Он точно воспроизводит на сцене противоречивую алхимию женственности. Если угодно, Фекета всегда на стороне женского страдания. А страдание это часто - в полной эмоциональной зависимости от мужчины: избранника, мужа, любовника, отца. Режиссер раскрыл творческий потенциал ряда молодых актрис: Юлии Блоховой, Ольги Анпиловой, Елены Балакиревой.

Немало замечательных женских образов - во всю мощь своего незаурядного актерского дара - создала незабвенная народная артистка России Маргарита Конторина («Каменное гнездо», «Госпожа министерша», «Лес», «Петербургские обстоятельства»). В ней клокотали боль и сила, гордость и отчаяние. Повезло театру с Конториной.

А лично Юзефу Васильевичу, несомненно, повезло с соратницей и супругой - верной, умной и душевно тонкой актрисой Натальей Долгалевой. Именно она удивительно точно умеет расслышать Фекету-художника, донести его постановочные идеи, передать залу необходимое «послание», сохранить нужную интонацию. Тут напрашивается пусть немного банальное, но точное сравнение с прекрасно настроенным музыкальным инструментом.

Долгалевой подвластны любые жанры: от высокой мелодрамы до фарсовой комедии. Несомненным достижением артистки стало участие в создании «Скандинавского триптиха»: «Каменное гнездо», «Отец», «Пер Гюнт». Долгалева создала глубочайшие по драматическому накалу образы, в которых переплелись страдание и дерзость, болезненность и проницательность, бесстрашие и незащищенность.

Настоящим испытанием для главного режиссера и ведущей актрисы стала постановка спектакля Людмилы Разумовской «Медея». Наталья Дмитриевна сыграла главную роль в спектакле, поставленном не супругом, а дочерью. Анна Фекета на сцене ТСФ, по сути, дебютировала как автор оригинального и современного зрелища. Родителей не подвела - с задачей справилась. Сегодня у нее отлично складывается творческая карьера: руководит музыкальным театром в Иркутске.

Пристрастие к музыкальному театру, видимо, семейное. Театр Юзефа Фекеты тяготеет к мюзиклу, оперетте. Лучшие постановки производили сильнейшее впечатление благодаря тончайшей работе главрежа с музыкальным оформителем Владимиром Панчешным («Пер Гюнт», «Каменное гнездо», «На бойком месте» и другие). Когда эмоция актера накладывается на великолепную мелодию - эффект двойной.

Все работы Юзефа Фекеты производят целостное впечатление. Он умеет трудиться в упряжке: режиссер - художник - музыкальный оформитель - хореограф. Хотя и занимает в ней лидирующее положение в силу своего необузданного темперамента. На маленькой и крайне неудобной (клубной!) сцене театра порою создавались настоящие постановочные шедевры: «Изобретательные любовники», «Ваша сестра и пленница», «Прибайкальская кадриль» и другие.

Большинство спектаклей Юзефа Васильевича оформила заслуженный художник России Раиса Чебатурина - талантливая и изобретательная. Работал он и с приглашенными маститыми художниками - из Москвы приезжал на отдельные постановки заслуженный художник РФ Валентин Шихарев (Московский театр сатиры), из областного драматического - заслуженный работник культуры РФ Наталья Авдеева, последняя комедия сезона - от самобытной Ольги Цылевой.

Кадры вырастили в своем коллективе

В переходные 90-е годы ТСФ попал в тяжелое кадровое положение. Стали уезжать из Мурманска «старики». Притока новых выпускников из театральных училищ не было. Пришлось обходиться своими силами, использовать ресурсы народных самодеятельных коллективов. Прежде всего - молодежную студию в «Лапландии». Оттуда пришли Алексей Гудин, Алексей Макаров, Юлия Блохова. В театре нашел свое пристанище Дмитрий Пастер - выходец из известной в России музыкальной семьи. Ребята - обаятельные и талантливые - не имели специального актерского образования, но вынуждены были играть в одних постановках с бывалыми мастерами сцены.

О, как поначалу эти спектакли «перекашивало», что называется. Корабль ТСФ в прямом смысле на каждой премьере попадал в шторм! Но важно было мудро переждать момент становления новой труппы. Юзеф Фекета был предельно внимателен к молодежи. Верная театру заведующая литературной частью Татьяна Чеснокова оберегала постановки от чрезмерно строгой и придирчивой критики: «Дайте ребятам набрать ремесло: они найдут свою линию. Юзеф Васильевич возится с каждым, за руку по сцене пока водит. Но это временно - станут настоящими артистами!».

Да, артистами стали. Именно с молодыми, выступившими вместе с заслуженными и народными, состоялись значительные постановки: «Жестокие игры», «А вдруг это любовь?», «Ревизор». Комедийный шедевр Гоголя - особая метка театра. Удалось достаточно оригинально прочитать известный сюжет, создать спектакль-метафору, добиться слаженности от исполнительского ансамбля, воспитать на «Ревизоре» не одно поколение зрителей.

Сегодня повод для гордости - новый вариант постановки пьесы Алексея Дударева «Рядовые». В ней выведен почти весь мужской состав труппы. На смену легендарным флотским артистам вышли бывшие салаги. И - прекрасно справились с задачей. «Рядовые» достойно прошли испытание московскими гастролями в Театре Советской армии.

Одна из последних премьер - «Элькино золото, или Еврейское счастье» Й.Бар-Йосефа: трогательная история про еврейское семейство, в сердцевине которого - безграничная любовь матери к каждому из своих успешных или непутевых сыновей. Спектакль собрал воедино разные актерские поколения и зазвучал, как сыгранный «еврейский оркестрик» . В нем - настоящем шедевре от Фекеты - блеснули и опытнейшая Долгалева, и набравшие силу Гудин, Макаров, Блохова, Пастер. Оставляет приятный, чуть насмешливый след в душе самая последняя вещь - детективная комедия «Ловушка для одинокого мужчины» Робера Тома. Смотришь и лишний раз убеждаешься: у главрежа есть свой уверенный почерк. Интрига мастерски закручена. Посыл - «телеграмма» залу, внятная и доступная любому; берущая за душу музыка, опытные артисты, рискующие играть «на разрыв аорты». Будто каждый спектакль - единственный и неповторимый. Каждый как последний. Да так, в сущности, оно и есть. Так, наверное, и нужно служить театру.

Его мелодия

Есть поговорка: «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Впрочем, сегодня не слишком зацикливаются на том, что остается за спиной. Девиз: «Дальше, дальше…». Но все-таки важно иногда «остановиться, оглянуться», осмыслить настоящее, да и прошлое. Что теряет Мурманск с уходом главного режиссера театра Северного флота Юзефа Фекеты? Я думаю, многое.

В памяти останется та атмосфера, которая сложилась благодаря команде этого человека. Был у зрителей - верю! - особый праздничный ритуал: отправиться на премьеру в ТСФ. В фойе всегда царила особая торжественность, волнение витало в воздухе.

Да, помещение флотского пристанища Мельпомены не отличалось большим шиком. Клубное здание весьма неказисто. Скромное фойе. Тесный буфет. Не самые удобные кресла. Предательски «протечные» стены - сколько ни ремонтируй. У артистов нет настоящих гримерных, ютятся в комнатках с трельяжными зеркалами, закулисье мизерное.

И тем не менее у ТСФ год за годом сложился свой почерк, своя манера общения с залом. Да, у театра Юзефа Фекеты - своя публика. Она в хорошем смысле слова простодушна, доверчива. Дамы приходят нарядные. Мужчины - подтянутые, с офицерской выправкой. В конце каждой премьерной постановки - долгие овации, корзины цветов.

По окончании вечера к зрителям, как правило, выходил сам Юзеф Васильевич. Властным жестом останавливал желающих ринуться в гардероб! Благодарил за внимание к театру. Рассказывал о планах. Хвалил коллег. Чувствовалось, что режиссеру очень важен контакт с аудиторией: обратная связь, отклик.

Думается, театр Юзефа Фекеты не только в наших воспоминаниях остается. Главреж создал неплохую творческую «закваску» в душах самих актеров, в сердцах публики. Можно разрушить (порою - в прямом смысле слова) здание. Но остается фундамент. В нашем случае он крепкий.

Тридцатилетнее служение театру его главного режиссера не пустой звук. Это - мелодия. И она запомнится. Запомнится северянам и лицо самого Юзефа Васильевича. С годами он, кажется, не меняется. Сухопарый, подвижный, всегда в порыве, в жесте. В прекрасной спортивной форме. Кричащие, жесткие (этакие буравчики!), насквозь видящие собеседника глаза. Во всю щеку, от нижнего века до скулы - глубочайшая складка. Говорят, такие бывают у людей, постоянно находящихся в стрессовом состоянии. Оно и понятно - режиссер! Духом молод, на слово - резок. По крови - венгр. Приспособиться к Фекете нельзя. Можно только понять и принять таким, каков есть.

В юбилейные дни один из местных журналов опубликовал интервью с юбиляром. И фотографии. На одной из них двадцатипятилетний красавец. Обаяние - через край! Подумалось: а ведь изменился с тех пор… Да, внешне другой. Но по сути, пожалуй, прежний. Амбициозный. Яркий. Любящий театр.

Опубликовано: Мурманский вестник от 10.08.2017

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg