Новости
27 мая 2018, 03:01

«Повезло, что поврежден Репин, а не Серов»: эксперты рассказали, как будут латать картину «Иван Грозный и его сын Иван»

Реставраторы считают, что картину можно будет восстановить без потерь [видео]

«Ивану Грозному» повезло — считают эксперты. «Выдержать удар» позволил особый холст, который в среде реставраторов носит неофициальное название «репинский». Для своих полотен художник выбирал крепкие и грубые холсты в совокупности с новыми технологиями это позволит залатать дыру без потерь.

— Самое главное, что на картине нет потерь красочного слоя, — говорит административный директор НИНЭ имени Третьякова Александр Попов. — Если бы осыпалась краска и реставраторам пришлось бы восстанавливать участок живописи, это считалось бы невосполнимой потерей.

Масштабы бедствия

Как все уже знают, вечером 25 мая уроженец Дагестана Игорь Подпорин бросил в картину стойку, охраняющую полотно от желающих подойти слишком близко. По словам очевидцев, куда больше, чем сама картине досталось раме, которую заказывал еще Репин.

— Рама выполнена из левкаса, по сути, это был крашеный золотом мел, рассохшийся со временем, — говорит директор НИНЭ Третьякова Александр Чвала. — Как рассказывали очевидцы, конструкция из хрупкого материала грохнулась и все разлетелось.

Разбившееся от удара стойки стекло (специалистам еще предстоит выяснить, почему антивандальное, согласно бумагам, покрытие таковым не оказалось) оставило на полотне три сквозные пробитости рваной структуры. (Эксперты удивляются: раны снова три, как и во время первого покушения случившегося сто пять лет назад, когда старообрядец Абрам Балашов кривым садовым ножом изрезал картину).

Однако на сей раз полотну «повезло» больше, чем во время первого покушения. Абрам Балашов специально резал по лицам Ивана Грозного и сына, серьезно повредив красочный слой. («Большое счастье, что уцелел знаменитый слезящийся глаз царевича», — писали газеты того времени). После выходки дагестанского вандала не пострадали не только слезящийся глаз, но и лицо с руками. Это важно, ведь именно эти части живописных полотен сложнее всего поддаются реставрации.

Как залатать дыры в картине?

Сто пять лет назад картину спасли так называемым «дублированием». Ее наклеили на новый холст, а затем Репин восстановил погубленные места.

Как будут реставрировать сейчас?

Случись подобное еще несколько лет назад, на холст поставили бы заплату с обратной стороны. Однако сейчас от заплат отказываются ведь рано или поздно следы от заплатки все равно появятся на лицевой стороне полотна. Картину вылечат технологией армирования. Отдаленно это похоже на процесс наращивания волос. Нити холста разберут по структуре плетения, «прирастят» друг к другу, возможно, добавят новых нитей для крепости.

— По сути, это будет шов, но особый шов, абсолютно без выпуклости, — говорит реставратор Московского музея Современного искусства Иван Новиков. — Новые тонкие и мягкие материалы не оставят деформации на холсте.

После армирования холст выровнят и сгладят. (Кстати, к новым технологиям в процессе реставрации всегда подмешиваются старые бабушкины способы. Кто был когда-нибудь в реставрационных мастерских, тот видел старинные чугунные утюги. Как это ни парадоксально, но даже сами мастера называют теплый чугунный утюг своим главным инструментом).

Вандал Игорь Подпорин из ВоронежаФото: ! Соцсети

По словам мастера, сложностей у реставраторов не должно возникнуть. Особенно — если учитывать характер самого холста: для своих работ Репин брал толстые и плотные холсты с грубыми нитями, в то время как большинство его коллег работало с тонкими холстами. Их легче грунтовать, на красочном слое почти не проявляются узелки и нитки... На тонких холстах писали Маковский и Айвазовский, Серов. Однако случись несчастье, например, с "Девочкой с персиками" — и за положительный исход дела нельзя было бы ручаться. Незаметная заделка прорывов возможна лишь на грубых, "репинских" холстах.

Также специалисты отмечают, что характер повреждений не требует вмешательства автора, даже если бы он был жив. Во-первых, красочный слой сохранен. Во-вторых...

— Строго говоря, преувеличением было бы считать, что Репин реставрировал полотно после первого покушения, — говорит Александр Чвала. — В воспоминаниях Грабаря, который был попечителем и хранителем Третьяковской галереи, есть эпизод, как он пригласил Репина, чтобы тот поправил полотно. Репин был уже очень стар. Он стал записывать повреждения лилово-фиолетовой жижей, вообще не подходящей ни к чему. Когда он ушел, Грабарь счистил и записал все сам. Результат Репину понравился, он сказал, ой, как все хорошо легло.

ДОСЛОВНО

Официальное заявление Третьяковской галереи

- Благодаря профессиональным и самоотверженным действиям музейных смотрителей и сотрудников службы безопасности Третьяковской галереи вандал был обезврежен, задержан и передан правоохранительным органам. С ним ведутся следственные действия.

После получения информации о случившемся в музее для принятия неотложных мер по спасению произведения на место происшествия незамедлительно прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства. Генеральный директор Третьяковской галереи находится в заграничной командировке, но владеет оперативной информацией, постоянно контактирует с сотрудниками музея по телефону, сообщает о происходящем руководству Министерства культуры РФ.

По окончании первичных оперативно-следственных мероприятий, реставраторы музея провели неотложные аварийные работы – извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея.

Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения. Среди первоочередных действий – проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны, - говорится на сайте музея

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Не соответствует историческим фактам»: вандал объяснил, почему изуродовал картину «Иван Грозный и его сын Иван» в «Третьяковке»

Вечером в пятницу в Государственной Третьяковской галлерее произошло очень крупное ЧП. Неизвестный разбил стекло, защищающее шедевр Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Отлетевшие осколки порвали полотно в трех местах. ( подробности )

Предприниматель Бойко-Великий готов предоставить адвоката вандалу, атаковавшему картину в Третьяковке

Владелец крупного молочного подмосковного холдинга давно уже точит зуб на шедевр Репина. Он, похоже, единственный, кого новость о нападении безработного Игоря Подпорина на полотно "Иван Грозный и сын его Иван..." в некотором смысле обрадовала. (подробнее)

Поделиться видео </>x HTML-код

Задержан вандал, повредивший картину в Третьяковке.

Еще больше материалов по теме: «Вандал изуродовал картину "Иван Грозный и его сын Иван" в Третьяковке»

comments powered by HyperComments

Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg