Новости
15 сентября 2017, 08:52

Сплав традиций и новаторства

Текст: Борис Владимиров

Фото: Фото из архива ПАО «ММТП»Генеральный директор ПАО «ММТП» Александр Масько.

1 сентября Мурманскому морскому торговому порту исполнилось 102 года. Несмотря на почтенный возраст, старейшее предприятие областного центра продолжает оставаться в центре общественного внимания. О новых природоохранных технологиях, применяемых в порту, и о масштабных производственных, образовательных и культурно-просветительских проектах мурманских портовиков мы попросили рассказать генерального директора ПАО «ММТП» Александра Масько.

- Александр Вадимович, вас, как руководителя крупного предприятия, обычно начинают спрашивать о производстве. Но позвольте в этот раз начать с нестандартного вопроса - как появилась идея привезти в Мурманск потрясающую фотовыставку «Первозданная Россия»?

- Идея принадлежит основному акционеру Мурманского морского торгового порта - крупнейшей российской угледобывающей компании СУЭК. В Год экологии и 100-летия Заповедной системы России знаменитая выставка фотохудожников-натуралистов при содействии СУЭКа стала частью культурной программы Красноярского экономического форума. Интерес к выставке был настолько большой, что организаторам пришлось даже продлевать сроки ее работы. Именно после этого руководство холдинга приняло решение о том, что экспозицию обязательно должны увидеть не только красноярцы, но и жители всех восьми регионов, в которых есть предприятия группы компаний СУЭК.

При этом наше предприятие взяло на себя большую часть организационных вопросов, связанных с открытием экспозиции в Мурманске. Признаюсь, это было непросто. Порт специально арендовал в торгово-развлекательном центре «Мурманск Молл» помещение для свободного показа фотовыставки и за полтора месяца превратил его в полноценную выставочную галерею. Работники ММТП лично принимали участие в монтаже и оформлении экспозиции, готовили презентационные материалы и программы.

С 1 по 30 сентября выставку бесплатно могут посетить все желающие. По нашим данным, только за первые сентябрьские выходные на ней побывали свыше 2,5 тысячи мурманчан и гостей города. Отзывы - восторженные! Их так много, что пришлось заказать уже вторую книгу для тех, кто хочет поделиться своими впечатлениями.

- А какие природоохранные мероприятия реализует Мурманский морской торговый порт в Год экологии? Ведь не секрет, что внимание к деятельности портовиков, особенно в связи с перевалкой угольной продукции, сейчас особенное.

- Углем в торговом порту занимались всегда. Есть известная история про события далекого 1920 года. Тогда в порту под выгрузку встали два норвежских судна с углем. 670 добровольцев двое суток разгружали их с помощью мешков и корзин - перегрузочной техники просто не было. Всего же в течение зимы 1920/21 года в ММТП разгрузили 30 пароходов с углем, который потом доставили замерзающему Петрограду. Тогда все газеты России писали об этом как о трудовом подвиге.

Но жизнь не стоит на месте. Сегодня в связи с вполне справедливым желанием населения портовых городов жить в комфортной городской среде к деятельности портов предъявляются особые требования.

Для выбора наилучших доступных технологий мы проанализировали 15 крупнейших портов мира с общим грузооборотом свыше 600 миллионов тонн угля и разработали собственный план внедрения технологий, снижающих нагрузку на окружающую среду до действующих мировых стандартов. Мурманский морской торговый порт сегодня стал своего рода «опытным полигоном» для тестирования каждой из новых систем.

Например, мы начали работу по закрытию территории всех угольных складов защитными стенками высотой от 2,5 до 6 метров. В порту уже дополнительно установлены около 300 таких секций, а завершить данный проект мы планируем в начале будущего года. Общая длина защитного периметра составит 2400 метров. Это позволит закрыть со всех сторон складские штабели, что приведет к уменьшению пылевой эрозии с их поверхности в 200 раз.

По программе технического перевооружения, рассчитанной на период до 2019 года, ПАО «ММТП» планирует наполовину обновить парк портальных кранов, что существенно снизит влияние портовой инфраструктуры на окружающую среду. Дело в том, что емкость грейферов новых портальных кранов типа «Аист» будет увеличена с 10 кубических метров до 12. То есть за один технологический цикл такой кран сможет переместить из штабеля в трюм судна на несколько тонн груза больше. А еще в порту уже действуют пять самых мощных в России портальных кранов «Витязь» с объемом грейфера 20 кубометров. Такой подход за счет сокращения количества перевалок груза позволяет на 30 процентов снизить пылеобразование при работе с навалочными грузами.

Сейчас в порту постоянно функционируют семь туманообразующих пушек. Причем для Мурманска они специально адаптированы к условиям северного климата: при низких температурах 180 форсунок в каждой установке под давлением 10 атмосфер превращают воду в мельчайшие снежинки, покрывающие грузы на открытых складах и препятствующие пылеобразованию в зимний период. До конца 2017 года в грузовом районе № 1 будут установлены еще четыре такие установки.

Недавно специалисты ООО «Академия промышленного пылеподавления «БОРЕЙ» специально для мурманских портовиков спроектировали и установили на телескопические конвейеры и сортировочные установки водяные контуры с форсунками. С их помощью образуется мелкодисперсный водяной туман непосредственно в момент погрузки угля в приемный бункер, а также в конечной точке транспортирования угля ленточным конвейером при его ссыпании в складской штабель.

Ранее все конвейерные установки ПАО «ММТП» были дополнительно оснащены защитными кожухами и разгрузочными рукавами. Кроме того, пять из 11 сортировочных установок, работавших на дизельном топливе, механики Мурманского морского торгового порта до конца года переведут на электропитание, что также позитивно отразится на экологической обстановке.

Есть еще одна перспективная инновация - на основе патентного поиска мы нашли отечественного разработчика технологии обеспыливания при помощи поверхностно-активных веществ (ПАВ). Сейчас в экспериментальном режиме проводится «укрытие» угольных складов различными вариантами растворов на основе натуральной целлюлозы и гидрогеля. По результатам эксперимента ПАО «ММТП» выберет технологию и состав для укрытия штабелей в периоды неблагоприятных метеоусловий и длительного хранения.

Но самым масштабным проектом, реализованным недавно в Мурманском морском торговом порту, стало введение в эксплуатацию новых локальных очистных сооружений ливневого стока. Теперь ливневые стоки, образующиеся на промышленной площадке порта, будут проходить несколько степеней очистки, а затем повторно использоваться в туманообразующих пушках комплексной системы пылеподавления. Экологический эффект - снижение концентрации взвешенных веществ в воде на 98 процентов, до нормы для водоемов высшей категории (2,75 мг/дм 3 ).

На предприятии создан фактически замкнутый цикл водоснабжения, когда на повторное использование регулярно будет направляться несколько тысяч кубометров очищенной воды, практически питьевого качества. Излишки влаги если и будут попадать в Кольский залив, то не окажут на его чистоту никакого влияния, так как концентрация взвешенных веществ в ливневых стоках доведена до строгих нормативов, соответствующих характеристикам рыбохозяйственных водных объектов высшей категории.

Всего же в рамках Года экологии в Мурманском морском торговом порту подготовлены и реализуются десятки масштабных проектов по охране окружающей среды на сумму около 800 миллионов рублей. Инвестиции в природоохранную деятельность в период 2018-2020 годов запланированы в объеме более 1,5 миллиарда рублей

- Есть ли уже результаты от применения пылезащитных технологий? Что говорят об этом объективные данные мониторинга состояния окружающей среды?

- За первую половину этого года специалисты лаборатории порта и международного экологического фонда «Чистые моря» провели 108 контрольных замеров. Вывод однозначный - превышений предельно допустимой концентрации взвешенных веществ в воздухе не зафиксировано.

Сейчас мы решили дополнительно усилить контроль за состоянием атмосферного воздуха, сделать его непрерывным и круглогодичным. Для этого заключен договор с компанией «СЖС Восток Лимитед», специалисты которой установят два электронных пробоотборника воздуха на территории ПАО «ММТП» и один (для сравнения) - в припортовой зоне. Информация с электронных датчиков каждые 10 минут будет считываться и передаваться на центральный сервер, что обеспечит доступ к данным в режиме реального времени.

Параллельно вводится контроль над процессом осаждения пыли. Отбор проб для этих целей будет проводиться ежемесячно еще в восьми согласованных точках на территории предприятия и в жилых кварталах. На основе гравиметрического анализа пыли специалисты рассчитают скорость осаждения частиц и определят долю содержания угольной пыли в общей массе пыли в пробе. Усредненный результат будет сравниваться со стандартами Всемирной организации здравоохранения за 24 часа и за 1 год.

А вообще, для получения объективных данных и разработки новейших защитных технологий ПАО «ММТП» сегодня успешно взаимодействует с самыми авторитетными научно-исследовательскими институтами и лабораториями, такими как Санкт-Петербургские НИИ «Атмосфера» и «Институт медико-биологических проблем и оценки риска здоровью», Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем и многими другими.

Например, данные НИИ «Атмосфера» показали снижение запыленности на территории порта на 49 процентов после ввода в эксплуатацию первых четырех стационарных туманообразующих пушек.

- Будет ли реализован проект установки гигантских двадцатиметровых пылеветрозащитных экранов в Мурманском морском торговом порту?

- Сейчас завершается этап проектирования и получения экспертных заключений по этому сложнейшему инновационному проекту. В России опыта применения подобной технологии еще не было. Нам пришлось изучить практику зарубежных коллег из Японии, Канады и Китая. Кстати, именно специалисты из китайского НИИ техники ветрового управления провели математическое моделирование пылеветрозащитных экранов для условий нашего заполярного порта. На основе этих расчетов, выполненных по восьми возможным ветровым направлениям, нам были рекомендованы металлические экраны с 30-процентной перфорацией, высотой до 20 метров.

Чтобы ускорить начало строительных работ, мы заранее приступили к выбору подрядчиков для изготовления и монтажа конструкций. При этом особое внимание уделяется проработке дизайна этих сооружений, для того чтобы они вписались в современный городской пейзаж, выглядели органично и, может быть, стали даже одной из достопримечательностей Мурманска.

Технология пылеветрозащитных экранов позволит практически полностью исключить вынос пыли за территорию промышленной площадки порта.

- Заметной новостью стало открытие при помощи ПАО «ММТП» профильного транспортно-логистического класса в мурманской гимназии № 8. Расскажите подробнее об этом проекте подготовки кадрового резерва.

- Мы искренне считаем, что именно портовая деятельность всегда была и остается главной экономической специализацией Мурманска, основой благополучия его жителей. Надеемся, что так будет и в дальнейшем.

Именно поэтому, заботясь о будущем, мы способствовали открытию в Мурманске первого профильного класса с региональной специализацией «Транспортная логистика».

Наше предприятие очень нуждается в настоящих профессионалах: инженерах-технологах, логистах, экологах, программистах, операторах сложных перегрузочных машин и механизмов.

За лето мы провели ремонт и переоборудование одного из кабинетов гимназии для занятий профильного класса, сформировали оригинальную учебную программу. Заключен договор с Мурманским арктическим государственным университетом о проведении преподавателями вуза дополнительных занятий по четырем направлениям: углубленный английский, основы логистики, менеджмент и маркетинг, введение в профессию.

По окончании обучения в гимназии успешные выпускники профильного класса получат направление в университет для обучения по востребованным в порту специальностям.

Рассчитываем, что этот проект ранней профориентации вернет престиж профессии портовика, сделает ее привлекательной для подрастающего поколения мурманчан, будет способствовать закреплению выпускников образовательных учреждений в Мурманской области.

- Многим мурманчанам и гостям города запомнились светящиеся портальные краны в торговом порту. Будет ли продолжена такая оригинальная иллюминация в период приближающейся полярной ночи?

- В прошлом году, к столетнему юбилею областного центра, мурманские портовики смонтировали на трех новых кранах «Витязь», высота которых около 50 метров, систему светильников и прожекторов для оригинальной подсветки в темное время суток. Светящиеся портальные краны дополнительно украсили праздничный Мурманск, придали ему особый колорит. Я знаю, что люди специально приезжали сюда, чтобы посмотреть на эту красоту.

В этом году мы решили оборудовать такой подсветкой еще 10 портальных кранов. Специалисты компании «МТ Энерго» из Екатеринбурга в настоящее время приступили к монтажу оборудования. И уже совсем скоро ночное небо над Мурманском засияет всеми цветами радуги, а мурманчане смогут регулярно наблюдать настоящее световое шоу.

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.09.2017

comments powered by HyperComments












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg